

|

Был ли он стукачом?
22.05.2007
О выдающемся композиторе Александре Локшине снят фильм - расследование...
Новый фильм Иосифа Пастернака о композиторе Александре Локшине О выдающемся композиторе Александре Локшине снят фильм - расследование Гением называли композитора Александра Локшина Дмитрий Шостакович, выдающаяся пианистка Мария Юдина и один из крупнейших дирижеров мира - Рудольф Баршай. Он писал музыку для избранных - на стихи Киплинга и Шекспира, Заболоцкого и Северянина. "Фауст" Гете, "Реквием" Ахматовой, "Цветы зла" Бодлера - все его одиннадцать симфоний всегда становились событием в музыкальной жизни. Но помимо музыкальной славы, за Локшиным тянулся шлейф сплетен и слухов: его считали осведомителем НКВД. Якобы благодаря доносам Локшина в лагере оказались сын Сергея Есенина математик Александр Вольпин-Есенин и подруга Святослава Рихтера Вера Прохорова. Клеймо "стукач" преследовало композитора и его семью даже после его смерти. Известный французский режиссер Иосиф Пастернак решил разобраться в этой запутанной истории. Кстати, до этого он снял фильмы об Александре Галиче "Изгнание", о московских художниках-авангардистах "Черный квадрат", "ГУЛАГ". Как и с какой целью создавался фильм "Гений зла", поведал корреспонденту "Трибуны" сам Иосиф Пастернак. - Иосиф Семенович, так вам удалось найти ответ на вопрос, был ли Локшин сексотом? - Приступая к работе над фильмом об Александре Локшине, я понимал, что фактологически невозможно разрешить драму этого человека. На помощь должно прийти сердце, которое, как говорил Экзюпери, лишь одно и "зримо". Я подумал: "А что если "черный человек" все-таки невиновен, тогда что? Почему люди, которые хорошо знали Локшина, не исключали такой возможности?" Ведь когда вдова композитора Татьяна Борисовна Локшина прямо спросила у Геннадия Рождественского, почему он не исполняет произведений Локшина, тот ответил: "Пока Локшин не докажет, что невиновен в аресте двух людей, что он не стукач, его играть я не буду". И в 1988 году Татьяна Борисовна обратилась в КГБ с вопросом, был ли ее муж предателем или не был? Через некоторое время к ней домой пришли двое представителей органов безопасности, которые прямо ей сказали: "Ваш муж не имеет к этому никакого отношения". По своей наивности Татьяна Борисовна просила дать письменное подтверждение непричастности Локшина к аресту Вольпина-Есенина и Веры Прохоровой. Разве могла вдова знать, что КГБ отродясь таких бумаг не выдавал, как и не выдавал своих тайн. - А как же быть с публичным заявлением Веры Прохоровой, в котором она назвала имя якобы доносившего на нее Локшина? Причем ее статья "Трагедия предательства" вышла накануне концерта в 2002 году в Москве, когда впервые в подлинном виде прозвучал "Реквием" Локшина. - Дирижировал оркестром, исполняющим "Реквием" на стихи Анны Ахматовой, друг Александра Локшина мировая знаменитость Рудольф Баршай. Многие люди все-таки не пришли на концерт, поверив в обвинение Веры Прохоровой. Не пришла и вдова композитора, потому что после выхода статьи ее увезли в тяжелом состоянии на машине "скорой помощи". Нет сомнений в том, что Прохорова, как и Вольпин-Есенин, действительно были уверены в сексотстве Локшина. Но даже они, прошедшие через ГУЛАГ, не знали тонкостей системы осведомления детища Дзержинского. Ведь даже в период повальной гласности, когда, казалось бы, открыли все "белые пятна" нашей истории, не было ни одного процесса о доносителях. Восстановили не полную правду, а заменили одну полуправду на другую, что еще, на мой взгляд, опаснее. Вы не задумывались, куда подевались писательские архивы, которые обещали рассекретить? Архивы Бабеля, Николая Клюева, Бориса Пильняка, Марины Цветаевой, чей муж, как мы знаем, был агентом НКВД. Обещали рассекретить все дело Сергея Эфрона в 2000 году, а потом просто об этом забыли. Польский писатель Александр Ват в свое время рассказал, что, когда его выводили в октябре 1941 году из тюрьмы на Лубянке на этап, во дворе Лубянки жгли архивы. Не исключено, что подобная участь постигла архивы творческой интеллигенции. - А что если Локшина действительно удалось уговорить стать "глазами и ушами" славного Комитета? - Это исключено. Александр Локшин был человеком, который никогда не шел на компромиссы со своей совестью. Однажды ему предложили поменять всего несколько слов в его симфонии на стихи Киплинга, а именно - Индию сделать актуальным тогда Вьетнамом, а английских солдат переделать на американских. И при этих уступках крупный чиновник гарантировал композитору Ленинскую премию. На что Локшин ответил: "Я так и знал, что найдутся непреодолимые препятствия для моей музыки". Подумайте: он ведь мог писать симфонии, посвященные комсомолу, целине и прочим святыням советского строя, как это делали его коллеги. Но Локшин выбирал произведения, которые были обречены на критику. Сегодня кажется смешным, но за песенки Маргариты из "Фауста" Локшина назвали преступником. Ведь Маргарита была преступницей, значит, и композитор - преступник. Если следовать этой логике, то главным преступником был Гете, который и сочинил "Фауста". На самом деле я обратился к трагедии Локшина потому, что для меня он является как раз образцом мужественного человека, который не кричал о своем геройстве, как многие антисоветчики, но и не гнул свою спину перед властью. - А насколько велико лично ваше презрение к стукачам и доносителям? - Стукачей, по самым скромным подсчетам, в Советском Союзе было около двух миллионов человек. Когда я работал над фильмом, то пытался понять психологию и стукача, и тайного агента. Один очень крупный разведчик мне объяснил, что шпионаж- это высокое искусство, причем искусство вечное. Так, первым разведчиком был змей-искуситель, который проник на секретный объект - дерево добра и зла, завербовал Еву. Правда, до сих пор непонятно, кем был коварный змей - обиженным на весь мир созданием, которое ползало на брюхе, или существом инициативным? Каждый делает для себя свой выбор - с кем он; с жертвами или палачами, с гонимыми или гонителями. Локшин, как и Дмитрий Шостакович, конечно, хотел выжить, но не любой ценой. - Иосиф Семенович, а когда вы снимали фильм о злоключениях Локшина, не посещала ли вас мысль о вашем дальнем родственнике - поэте Борисе Пастернаке, которого тоже обвиняли в предательстве, в частности, Осипа Мандельштама? - Безусловно, посещали. Сколько лет родные Пастернака доказывали, что он никогда не подписывал никаких кляуз, обвинительных требований, не закладывал ни своих друзей, ни врагов. Летом 1937 года Борис Леонидович отказывался поставить свою подпись под требованием расстрела Тухачевского и Якина. Хотя его беременная жена - Зинаида Николаевна, валяясь в ногах, умоляла Бориса Леонидовича подчиниться обстоятельствам и поставить свою подпись. Но Борис Леонидович наотрез отказался участвовать в убийстве двух людей. Когда же он увидел свою подпись под тем требованием, то немедленно поехал требовать опровержения. - И все же почему, на ваш взгляд, интеллигенция так легко верила в предательства своих коллег? - Причин было более чем достаточно. Вон Тихон Хренников до сих пор утверждает, что он всех композиторов спас от Колымы, что он один готов был за всех и в огонь, и в воду. Хотя на самом деле все обстояло далеко не так. Но в мире музыки, помните историю Моцарта и Сальери, непременно должен быть светлый гений и черный злодей. Вот и выбрали на роль сволочи Локшина. Почему именно его? Во-первых, он демонстративно отстранялся от общественной жизни. Во-вторых, музыку какую вздумал сочинять? "Цветы зла", "Фауста" - сплошной декаденс. Локшина сделали козлом отпущения еще и потому, что он всегда и для всех был чужим. Все фигуранты скверной истории с негласным обвинением Александра Локшина - дети или внуки знаменитостей, только он сам - бедный провинциал из сибирского городка Бийска. А в России, как известно, чужаков не любят. К тому же, себе на беду, композитор был очень замкнутым человеком, не способным, как говорится, распахивать свою фуфайку. В одном из своих писем Рудольфу Баршаю Локшин жалуется: "Моя жизнь смахивает на жизнь растения. Все, что составляло радость при нашем общении, сгинуло, осталась пустыня". Что же касается его попытки оправдаться, то композитор лишь однажды написал: "Господи, боже мой, ведь я не доносил на него. Я ни на кого не доносил. Я виноват лишь в том, что ничего не сделал". Самое жестокое заключается в том, что порядочные люди, как тот же Рихтер, заняли явно враждебную позицию по отношению к композитору. Так, Святослав Рихтер запретил художнице Татьяне Апраксиной выставлять портрет Локшина на своих вернисажах - в противном случае грозился убрать из зала Ленинградской консерватории портрет Дмитрия Шостаковича ее работы. Понятно, что Рихтера и внучку владельца "Трехгорки" Николая Прохорова связывала долгая и настоящая дружба, но чтобы устраивать травлю над человеком, необходима стопроцентная уверенность в его вине. - Иосиф Семенович, а вы уверены, что ваш фильм расставляет все точки над"i"? - Мой фильм ничего не доказывает. Никакими усилиями воображения и никакими средствами искусства не воссоздать того ужаса, который обрушивается на художника, которого все считают сексотом. Работая над фильмом, я все время думал, какой же титанической силой должна обладать душа, чтобы в этом мраке, в недоверии и осуждении продолжать сочинять музыку, которую люди искушенные считают гениальной? Можно верить в вину Локшина или не верить, прощать или мстить. Кстати, вдова и сын Локшина нашли настоящего стукача и приперли его к стенке. Но не стали устраивать гражданских казней. Сын композитора Александр Александрович Локшин решил прервать этот замкнутый круг подозрений, травли, душевного насилия. - Иосиф, а что вы скажете об авторе сценария фильма "Гений зла" - французской актрисе Элен Шателен? - Я с Элен сделал почти все свои фильмы. Элен - жена моего друга, известного французского режиссера Армана Гати, а также правнучка великого русского драматурга Алексея Островского, а еще умница, красавица. Элен обожает Россию и часто сюда приезжает. Если бы не Элен, то вряд ли бы мои фильмы получили все свои награды на международных фестивалях. Элен куда более свободный человек, чем я. Ибо в нас, воспитанных при социализме, внутренняя тюрьма, боюсь, неистребима. Поэтому мы так легко верим в чужую, но не в свою подлость. Автор фильма "Гений зла" Иосиф Пастернак: - Сексотов в Советском Союзе было около двух миллионов человек. Когда я работал над фильмом, то пытался понять психологию и стукача, и тайного агента. Дата выпуска: 06.04.2005 Номер выпуска: 58 Автор: Беседовала Анжелика ЗАОЗЕРСКАЯ Источник: Трибуна (Москва)
|
Важные вопросы